Автор:Admin
Кризисное состояние предприятий может быть спровоцировано как внутренними ошибками менеджеров в управлении, так и меняющейся рыночной ситуацией. Не редкость, когда обе эти причины взаимосвязаны и вытекают одна из другой.
Любая система управления всегда основана на ресурсах, привязана к их количеству и, по большому счету, существует только лишь для организации более эффективного их использования. Соответственно не может менеджмент работать одинаковым образом при наличии ресурсов и при их отсутствии. Основные различия организации деятельности предприятия в условиях развития рынка и в условиях рыночного спада следующие:
1. В основе деятельности предприятия в условиях развития рынка находится стратегическое управление, основанное на привлечении внешних ресурсов.
2. Меняются местами задачи управленческой и исполнительских систем на предприятии.
3. Изменяется система мотивации персонала предприятия. Главная мотивация – сохранение рабочего места в течение нестабильного периода, что позволяет руководителю совершенно иначе организовать работу сотрудников.
На каждом предприятии существует два основных типа организационных систем: управленческие и исполнительские. Управленческие системы имеют пять основных функций: принятие решений, постановка целей и задач предприятия, планирование использования ресурсов, делегирование полномочий по использованию ресурсов, учет и контроль реализации решений. Главная функция исполнительских систем – организация процессов исполнения управленческих решений, другие функции определяются их предназначением.
В условиях роста в управленческой системе принимаются решения и организуются действия топ-менеджеров, результатом которых является формирование прибыли предприятия. Задачей исполнительских систем становится обмен управленческих решений на деньги с минимальными издержками.
В условиях спада управленческая система уже не может формировать решения за счет привлечения внешних ресурсов, так как на рынке или у предприятия их в данный момент нет. Поэтому в управленческой системе начинают формироваться решения по снижению издержек при производстве и реализации товара, ведущие к снижению предлагаемой цены продажи и выведению ее на наиболее конкурентоспособный уровень. Исполнительские системы превращаются из центров затрат в центры прибыли. Итоговая прибыль предприятия равна прибыли за счет снижения издержек в управленческой системе плюс сумма прибылей исполнительских систем.
Резюме
1. В условиях роста и развития руководитель принимает решение вывести на рынок определенный товар на условиях и по ценам, позволяющим получить предприятию максимальную прибыль. Исполнители организуют процессы, за счет реализации которых прибыль сокращается, цена продажи возрастает, условия для потребителей ухудшаются.
В условиях спада руководитель определяет фиксированную цену, условия и бюджет, которые он не имеет права изменять. Исполнители предлагают решения и организуют процессы, позволяющие получить дополнительную прибыль при выведении товара на рынок. Выигрывают при этом как предприятие, так и потребители.
2. Компания не имеет права привлекать дополнительные внешние ресурсы для организации рыночной деятельности, может выпускать новые товары, привлекать новых клиентов и партнеров только за счет собственных средств, реинвестированных из собственной прибыли.
3. Мотивация персонала в условиях развития рынка строится пропорционально достигнутым результатам работы предприятия; в условиях спада – предусматривает только фиксированную оплату даже при получении дополнительной прибыли. Если и производятся какие-либо дополнительные выплаты, то они определяются исключительно руководителем предприятия в размере, необходимом для решения неотложных управленческих задач, например, для удержания ключевых специалистов. При этом размер возможных дополнительных выплат не зависит от результатов работы предприятия и определяется только их целесообразностью.
Понимание особенностей организации деятельности при различных внешних и внутренних условиях позволяет предприятию не только достойно пережить ситуацию кризиса, но и получить прибыль даже в условиях спада. Гибкость системы управления предприятием заключается именно в том, чтобы уметь быстро подстраиваться под возникающие условия и переходить с одного управленческого уровня на другой. Выбор между привычными методами и новыми подходами к организации работы предприятия в зависимости от меняющейся ситуации является одним из главных управленческих решений любого руководителя, позволяющим преодолеть кризис, сохранить предприятие и продолжить успешную работу на рынке.
Читайте статью в №3 журнала «Новости менеджмента» за 2012 год.
Теги: Маркетинг
Корпоративный блог » (назад)